Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» города Абакана

Официальный сайт

Доступная среда

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
В МБОУ «СОШ №4» города Абакана созданы условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ОВЗ) и детей - инвалидов.
В 2020-2021 учебном году  школа реализует АООП (варианты 5.1, 5.2 ТНР, вариант 7.2 ЗПР).  В связи с установленными заболеваниями обучающиеся в специальных учебниках не нуждаются. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Комплексное сопровождение включает в себя взаимодействие педагогов-психологов, учителя-логопеда, социального педагога с учителями, родителями и ребѐнком в процессе реализации ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида), а именно:
  • диагностику уровня актуального развития и определение зоны ближайшего развития ребенка, диагностику учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем, мониторинг эмоционального благополучия и включенности в образовательный процесс;
  • групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом, направленные на развитие психических процессов, общеучебных и социально-коммуникативных навыков, оказание помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем;
  • консультативное сопровождение учителя (сопровождение обучающегося, осуществляемое через консультативную поддержку учителя);
  • психологическую поддержку участников образовательного процесса;
  • консультативную помощь родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
  • анализ результативности и мониторинг эффективности программы. 

Оборудованы специализированный кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда. 

Оснащение логопедического кабинета для индивидуальных занятий с детьми согласно требованиям СанПиН (компьютер, магнитофон, муляжи фруктов, овощей, мозаика, конструктор,  кубики, пирамидка, массажные мячики, дидактические, развивающие, речевые, логические игры, зеркало (общее, персональное) – комплект, индивидуальные  коррекционные карточки, альбом обследования звукопроизношения).
Оснащение кабинета педагога-психолога: компьютер, набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей; практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.); набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей).
В рамках государственной программы «Доступная среда» ОО получила комплект оборудования темной и светлой  сенсорной комнаты, позволяющий восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему.
Сеансы в сенсорной комнате предотвращают сенсорное голодание, стимулируют развитие предметной деятельности, формируют навыки сосредоточенного внимания и зрительного восприятия, способствуют развитию речи, развитию мелкой моторики. 
Темная сенсорная комната оснащена следующим оборудованием:
- световой проектор, проецирующий на противоположной стене картинку
движущихся форм и цветов различной тематики;  
- колесо с жидкостью для проектора для придания эффекта объема проецируемому изображению;
- вращающее устройство (ротатор) для проектора;
- зеркальный шар с мотором ;
- распылитель для ароматерапии распространяет ароматические масла ;
- набор для ароматерапии содержит 3 масла различных ароматов ;
- светящиеся оптические волокна (сухой душ);
- интерактивные воздушно-пузырьковые колонны;
- квадратная амортизирующая платформа с двумя отверстиями для воздушно-пузырьковых колонн;
- зеркальные акриловые настенные панели для отражения воздушно-пузырьковых колонн;
- портативные светильники ультрафиолетовых лучей ;
- вибрационная подушка;
- кресло с сыпучим наполнителем.
Светлая сенсорная комната укомплектована лингводидактическими материалами:
-наборы «Маленький ткач», «Домик с игрушками»,  «Графические дорожки», «Лабиринт», «Фигуры и цвета», «Отпечатки».
- коммуникативные и массажные игрушки;
- набор сюжетных картинок.

Методы работы в сенсорной комнате

  • Цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
  • Звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
  • Ароматерапия
  • Занятия с использованием лингводидактических средств

Занятия с поступившим оборудованием посещают дети с нарушениями речи, дети  с ОВЗ, дети-инвалиды, обучающиеся, состоящие на ВШУ, выпускники (курс «Психолого-педагогическое сопровождение  подготовки к ГИА»), воспитанники дошкольных групп.  Занятия в сенсорной комнате проводятся ежедневно по графику с 9.00. Педагогом - психологом разработан план психолого-педагогических занятий в сенсорной комнате, направленный на коррекцию и профилактику нарушений детской психики: решение проблем снятия психического и физического напряжения, повышения общей энергетики организма и интеллектуальной активности, повышения самооценки и снятия тревожности, развитие способности к самоконтролю над эмоциями и поведением, формирование навыков конструктивного  взаимодействия.

Учителем-логопедом также активно используется оборудование сенсорной комнаты. Цель работы - обогащение  связной  речи учащихся, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, воспитание эмоционально положительного настроя в общении со сверстниками и взрослыми, духовной культуры школьников, установление позитивного тактильного контакта, развитие речевого дыхания, общей двигательной активности, памяти, произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового  восприятия,  развитие тактильной чувствительности, творческого воображения, социального сотрудничества, эмоционального интеллекта.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "СОШ № 4" - нет.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
ОО расположена в 100м от остановки общественного транспорта. Обеспечивается возможность  беспрепятственного входа в школу и выхода для детей-инвалидов. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие. Организовано видеонаблюдение. Ширина рабочего полотна двустворчатой двери не менее 0,9 м.Установлен наружный пандус, проем калитки для въезда на территорию соответствует нормам, окрашены в контрастные цвета верхняя и нижняя ступени крыльца, лестничные пролёты и вход в школу оборудованы «желтыми полосами» - предупредительными знаками для слабовидящих людей, установлены двери со смотровыми панелями на лестничных маршах, на стеклянных полотнах дверей помещены контрастные знаки безопасности (желтые круги), Верхние и нижние ступени лестничных маршей окрашены в контрастные цвета, коллектив проинструктирован на предмет оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ОВЗ
Библиотека
Обучающиеся школы, в том числе учащиеся с ОВЗ и дети-инвалиды, обеспечены школьными учебниками с 1 по 11 класс.
Обеспечение образовательного процесса официальными, периодическими справочно-библиографическими изданиями, научной литературой
Библиотечный фонд МБОУ "СОШ № 4" насчитывает 22579,00 единиц.Библиотека обеспечена справочной, энциклопедической литературой, каждый ученик имеет комплект учебников; обучающиеся 1-11 классов - 100%, обеспечены  бесплатными учебниками. 
 

Объекты спорта
МБОУ "СОШ № 4" располагает двумя спортивными залами общей площадью 600 м2, спортивной площадкой, оборудованной волейбольной площадкой, футбольным полем. В ОУ оборудован тренажерный зал. Ширина дверного проема и отсутствие порога делают возможным доступ детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ в спортивный зал.

Об условиях питания
Cогласно статье 32 п.2 подпункта 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»  в МБОУ «СОШ № 4» созданы  необходимые условия  для  работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроля их работы в целях охраны и здоровья обучающихся и работников МБОУ «СОШ № 4».
95 % школьников, в том числе дети -инвалиды и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены горячим питанием.
Охрана здоровья обучающихся
Медицинский кабинет имеет оборудованный процедурный кабинет и кабинет приема врача
Режим работы медицинского работника

понедельник,вторник,среда, четверг, пятница с - 08.00-16.00. перерыв на обед с 12.00 до 13.00

Сохранение необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организация питания обучающихся – это компетенция образовательного учреждения (п. 15 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Об условиях охраны здоровья
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.
В школе работает специализированный медицинский кабинет. Медицинское обслуживание учащихся с ОВЗ, инвалидов осуществляют специалисты Абаканской детской поликлиники в соответствии с договором. Ежедневный приём осуществляет фельдшер, который  проводит лечебно-профилактическую работу (осмотры, диспансеризация), противоэпидемические мероприятия, вакцинопрофилактику. В школе один раз в год обучающиеся проходят комплексную диагностику. Медицинский кабинет оснащён необходимыми препаратами, в том числе для детей-инвалидов. 
Комплексное сопровождение включает в себя взаимодействие педагогов-психологов, учителя-логопеда, социального педагога с учителями, родителями и ребѐнком в процессе реализации ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида), а именно:
  • диагностику уровня актуального развития и определение зоны ближайшего развития ребенка, диагностику учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем, мониторинг эмоционального благополучия и включенности в образовательный процесс;
  • групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом, направленные на развитие психических процессов, общеучебных и социально-коммуникативных навыков, оказание помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем;
  • консультативное сопровождение учителя (сопровождение обучающегося, осуществляемое через консультативную поддержку учителя);
  • психологическую поддержку участников образовательного процесса;
  • консультативную помощь родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
  • анализ результативности и мониторинг эффективности программы. 

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Информационная система школы  представлена учебными кабинетами, оснащенными компьютерной техникой,программным оснащением и ЭОР доступ к которым имеют все категории обучающихся в том числе инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Все компьютерыимеют выход в Интернет, установлена СКФ Интернет Цензор. Выход в Интернет обеспечен оптово-волоконной связью (провайдер Ростелеком). Сайт МБОУ «СОШ № 4» адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы размещены в библиотеке.
Доступ к ним всем участникам образовательного процесса в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляется ежедневно с 8.00 до 17.00.
В соответствие с ПРИКАЗом Минобрнауки РФ от 14.12.2009 N 729 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ И РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" список следующий: 1. Химия. 8 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Издательство Просвещение. Электронная библиотека просвещение. 2. Экономика и право. 9-11 классы. Издательство Дрофа. 3. Математика. 5-11 классы. практикум. Новые возможности для усвоения курса математики.  Издательство Дрофа. 4. Экология. 10-11 классы. Издательство Дрофа. 5. Биология. 5-9 классы. Человек. Мультимедийное учебное издание. Издательство Дрофа.
 Наличие в школе доступа к сети Интернет позволяет использовать ЦОРы, размещенные на различных образовательных порталах и сайтах. 
Федеральные электронные образовательные ресурсы:
Российский общеобразовательный портал
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.


О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Не предусмотрены


О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не предусмотрены